Давайте обсудим важный процесс обработки изделий, полученных путем литья в формы. Кто-то может возразить, что эта тема не актуальна и не особенно важна. Однако, вопреки такому мнению, этот процесс имеет огромное значение. Если для деталей, используемых в различных механизмах, эстетический вид может быть не столь важен, то когда речь идет о таких предметах, как подсвечники и статуэтки, все становится совсем по-другому. В таких случаях тщательная обработка не всегда является необходимой.
Рассмотрим в качестве примера подсвечник. Если тщательно удалить все шероховатости и неровности с помощью напильника и наждачной бумаги, то внешний вид, несомненно, улучшится. Однако в некоторых случаях предпочтительнее не подвергать литье значительной обработке. Это делается для того, чтобы подчеркнуть ручную работу, а не заводской характер изделия. Если части изделия отлиты в песчаной форме, то после удаления излишков материала могут проявиться остатки песчаной формы. Поначалу это может выглядеть как дисперсия и загрязнения, однако это не должно вызывать беспокойства. Такие дефекты придают готовому изделию уникальность.
Не следует забывать и о точности изготовления форм для литья. Чем точнее и слаженнее будут ваши действия, тем более совершенным будет конечный результат. Обычно литниковые системы проектируются таким образом, чтобы после литья можно было легко удалить излишки металла. Тот же принцип применим и к стоякам. Однако важно соблюдать баланс во всех аспектах процесса.
Если отливка выполнена безупречно, что в домашних условиях может быть весьма непросто, то после удаления литниковых систем и стояков изделие практически готово к эксплуатации. В случае наличия небольших дефектов или остатков раковин нет необходимости отчаиваться или переделывать все изделие. Можно устранить эти дефекты, тщательно обработав пораженные участки. Например, в месте дефекта можно просверлить отверстие и заполнить его допустимым количеством металла баббита. После охлаждения обработанная поверхность может быть отполирована. Для нагрева участка перед заливкой баббита можно использовать газовую горелку, похожую по размеру на шариковую ручку. Такие горелки легко доступны для приобретения и дают направленное пламя, похожее на небольшую зажигалку. Однако этот метод может не подойти для латуни, бронзы или меди, так как цвет баббита отличается. Тем не менее для литья алюминия или баббита этот метод вполне применим.
Поскольку мы сосредоточились на подсвечниках, давайте рассмотрим несколько интересных вариантов. Чтобы подчеркнуть антикварный вид бронзового подсвечника, я бы посоветовал после сборки обработать его пескоструйным аппаратом или металлической щеткой. Оставьте на несколько дней для легкого окисления, а затем повторите процедуру перед нанесением слоя прозрачного лака. Это обеспечит эстетику, напоминающую старину. Для алюминиевого подсвечника можно использовать смесь бронзовой пудры и лака. В качестве альтернативы можно слегка нагреть алюминиевый предмет и покрыть его обычным льняным маслом, в результате чего он приобретет слегка золотистый оттенок. Конкретные оттенки будут зависеть от температуры первоначального нагрева и количества нанесенного масла. Другой вариант, не требующий применения краски, заключается в использовании того же метода, что и с льняным маслом, только с применением обычного машинного масла. В этом случае получается коричневый цвет.
В заключение следует отметить, что при обработке отливок необходимо проявлять осторожность. Важно обеспечить рациональную обработку, но не менее важно сохранить свидетельства вашего вмешательства в создание шедевра. Помните, что полученные вами детали не изготовлены на заводе с использованием специализированных промышленных форм, избыточного давления или литья. Поэтому сохранение сути вашего участия в производственном процессе повышает ценность конечного изделия.
Автор: Воротников В.А.